«Не успею совершить какую-то операцию, как мне сразу звонят мошенники» — жалуется клиент одного банка. Он уверен, что именно из банков данные попадают «на сторону», и вообще такое мнение распространено достаточно широко.

И не удивительно, ведь это мнение во многом сформировано благодаря периодическим новостям о «сливе данных» из банков.

В действительности, количество источников данных для мошенников гораздо больше, а банки если и становятся таким источником, то не преднамеренно.

Как персональные данные попадают мошенникам

Несмотря на наличие закона о защите персональных данных, к сожалению, в нашей стране к этой самой защите персональных данных относятся довольно своеобразно.

Причём это касается как организаций, которые собирают и обрабатывают данные, так и самих граждан.

Вспомните, где вы оставляли свой номер телефон, ФИО или имя, где вы оставляли копию паспорта…

Ваши персональные данные есть в государственных учреждениях, банках, предприятиях ЖКХ, школах и детсадах, где учатся ваши дети, магазинах, которые осуществляли вам доставку, где осуществляли возврат товара или просто оформили дисконтную карту. Ваше реальное имя и даже номер телефон может просто висеть на каком-то сайте, форуме или социальной сети, где вы регистрировались лет десять назад и т.д.

При этом сами организации часто разглашают информацию самостоятельно. Какие-то организации вывешивают данные «должников» у себя на сайте, соцсетях или на «доске позора», какие-то могут рассказать вам подробности о человеке по телефону.

Некоторые организации, собирая данные, сразу предполагают их передачу третьим лицам — в кол-центры или рекламным агентствам. В итоге достаточно оформить лишь одну дисконтную карту, чтобы ваш номер телефона попал куда-то ещё, а потом ещё и ещё.

Уверен, что это самый главный источник распространения данных — потому что для таких организаций ваши данные — это товар. Вы получаете скидку в магазине, в т.ч. и за счёт того, что согласились с будущими рекламными звонками.

Это, кстати, главное отличие от банков. Для банков данные клиентов не являются товаром, а способом связи. Банку выгоднее выдать кредит какой-то части своих клиентов, чем продать данные.

Поэтому я уверен, что основное распространение персональных данных происходит вовсе не из банков.

Но и тут, к сожалению, нет стопроцентной гарантии.

В каких случаях персональных данные могут «утечь» из банка

У меня есть постоянные «собеседники» из числа мошенников. Они мне звонят стабильно раз в месяц, и мне иногда кажется, что я их уже узнаю по голосам. Практически всегда они представляются сотрудниками одного банка, и эти звонки начались сразу после того, как я открыл там счёт.

Я не думаю, что данные мошенникам попали из базы данных банка, но когда я оформлял карту, то среди согласий был пункт о том, что мои данные будут переданы сторонним организациям — кол-центрам на аутсорсинге. Такие кол-центры могут обслуживать не только банки, но и другие организации, поэтому отношение к персональным данным у них может быть совсем не банковское.

Естественно, не нужно сбрасывать со счетов хищение данных — периодически в новости попадают такие случаи. Но я уверен, что в других организациях хищений больше, просто они не так известны.

Сами сотрудники, кстати, тоже могут «уносить с собой данные клиентов». Но на фоне других случаев звонок вида: «Добрый день, я Миша и я теперь работаю в новом банке» выглядит совсем не страшно.

Можно ли защититься от утечки своих персональных данных

Тут можно посоветовать следовать очевидному правилу — старайтесь не оставлять персональных данных, если этого можно избежать. Подписывая договоры или заявления, внимательно отказывайтесь от пунктов, предполагающих рекламные звонки, рассылки и передачу данных сторонним организациям.

Но если вам уже периодически звонят мошенники или рекламные агентства, если вы уже успели оформить десяток дисконтных карт, боюсь этот совет уже запоздал.