Банки дружно проигнорировали письмо ЦБ, в котором он запретил им менять условия по валютным счетам

То, что банки внезапно решили ввести комиссию за обслуживание валютных счетов (а по сути — отрицательные ставки), мало кому понравилось. В первую очередь не понравилось клиентам, у которых были сбережения в валюте.

Многие из них оказались заложниками ситуации — представьте, если кто-то купил валюту, поддавшись панике в начале марта, и не может ни забрать в виде наличных, ни оставить — за хранение валюты на счёте придётся платить.

Банк России тоже высказал своё недовольство. Сначала на словах, а потом — в виде отдельного письма, которое было разослано в банки.

В письме подчеркивается следующее:

  • Законодательство не предусматривает право банка в одностороннем порядке увеличивать комиссии или вводить новые по договору банковского счёта.
  • При этом прямой запрет прописан только относительно срочных вкладов — пока не закончится срок действия договора, не могут меняться условия.

Насколько я понимаю, с вкладами каких-то сложностей не возникает — все банки, которые сообщили о новой комиссии, ввели её именно по текущим счетам — карточным или обычным.

И тут ЦБ отмечает, что несмотря на отсутствие права менять комиссии, банки легко обходят этот момент — договоры банковских счетов и карт, как правило включают условия о возможности изменения условий в одностороннем порядке.

При изменении условий банки, как правило, оповещают клиентов, публикуя информацию на сайте или по электронной почте.

Письмо об изменении тарифов. Я его получил, но согласился ли?

С этим ЦБ не согласен и требует, чтобы при изменении условий у клиента запрашивалось явное согласие. Здесь он ссылается на определение Верховного суда, по которому из факта размещения на сайте банка информации об изменении условий договора не следует, что клиент согласился с применением новых тарифов.

Тем не менее, банки не спешат отменять введённые комиссии, и такая комиссия есть даже в ряде крупных банков — в Райффайзенбанке, Тинькофф-банке, Ситибанке, банке «Санкт-Петербург», банке «Уралсиб» и РНКБ.

Банки оказались в непростой ситуации. С одной стороны им нужно соблюдать лимиты ЦБ по открытой валютной позиции (тут правда действуют послабления) и зарабатывать деньги, а с другой стороны невозможность смены тарифов приведёт к прямым убыткам.

Поэтому они решили пойти по проверенному пути. Оставить заградительные тарифы — сделать валютные счета невыгодными для клиентов, а потом уже разбираться с последствиями.

При этом нельзя сказать, что банки кардинально проигнорировали мнение ЦБ. Например, Тинькофф банк, после письма Банка России, смягчил тарифы — теперь комиссия будет взиматься, только если на счёте сумма больше 10 тыс. долларов или евро. В других банках суммы, начиная с которых появится комиссия, тоже достаточно высоки.

Это значит, что не будет массовых жалоб (похоже именно этого хотел избежать ЦБ). Те, у кого сбережения значительны, не будут ждать, пока ЦБ за них заступится, и предпочтут самостоятельно решить, как поступить со своими сбережениями.

Если и будут отдельные конфликты, то банкам будет проще решать их в индивидуальном порядке, не доводя дело до суда.

Игорь

Новые статьи

«Ozon подключается к цифровому рублю» — а есть ли новость?

Ozon Банк, связанный с известным маркетплейсом, ищет разработчиков, которые будут работать на подключением к платформе…

1 день назад

Как банки повышают ставку по кредиту, но не нарушают закон — и что с этим делать клиентам

Клиенты банков сообщают о том, что столкнулись с изменением условий по ранее выданным кредитам. О…

5 дней назад

Банки смогут увольнять сотрудников за одно нарушение — изменится ли что-то на самом деле?

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, дающий банкам право расторгать трудовые договоры с работниками…

1 неделя назад

Банки запускают онлайн-банки в MAX — безопасны ли банковские боты?

В последнее время несколько банков объявило о создании удалённых сервисов для пользователей мессенжера MAX. 22…

1 неделя назад

Крупные банки подняли ставки по вкладам, а ЦБ понизил ключевую — в чём подвох

24 октября Банк России объявил о снижении ключевой ставки до 16,5%. Эта ставка влияет на…

2 недели назад

Стоит ли «пускать» сотрудника банка в свой телефон

Жалуется мой старый знакомый, недовольный обслуживанием в одном банке: «Жена пришла в банк, чтобы открыть…

2 недели назад

This website uses cookies.