Однажды, когда я работал в отделе вкладов и банковских карт, ко мне обратился клиент. У него была бабушка, которая в силу возраста и здоровья не могла лично прийти в банк. Чтобы решить проблему, она оформила доверенность на внука.

Вот он и пришёл к нам с этой доверенностью, по которой хотел:

  • Открыть счёт пенсионной карты.
  • Оформить карту.
  • Получить карту и ПИН-конверт.

С первыми двумя пунктами проблем не возникло: все документы были в порядке, доверенность была оформлена нотариально. Я принял заявление на открытие счёта и заявление на выпуск карты. Однако выдать карту не мог — карту можно выдавать только владельцу счёта.

Клиент был непреклонен: «Если у меня есть доверенность, по которой я могу снимать деньги со счёта, то почему я не могу оформить карту к нему? Я ведь просто буду снимать деньги и отдавать их бабушке, и хочу делать это в банкомате, чтобы не стоять в очереди в кассу!»

После долгих споров (с привлечением юриста филиала и начальника отдела) вопрос урегулировали. Мы подготовили два заявления на выпуск карты — одно на выпуск карты на имя бабушки, а второе на имя внука. Вторая карта, является дополнительной по отношению к первой.

С этими заявлениями мы поехали к бабушке, где объяснили ей ситуацию с картами, пояснили почему выпускаем две карты и что по второй карте её внук сможет получать деньги. Заявления она подписала, а потом через некоторое время мы точно также выдали карты.

Напрашивается очевидный вопрос — почему нельзя просто выпустить карту по доверенности?

Почему банки отказывают выдавать карты по доверенности

Если вы сейчас прочитаете надписи, нанесённые на обратной стороне карты, то наверняка увидите там строчку вида: «Карта является собственностью банка […]. Нашедшего карту просим направить её по адресу […]».

Иногда банки забывают её указывать, но ситуация от этого не меняется.

Главное то, что даже именная карта принадлежит банку. Поэтому клиент, к счёту которого выпущена карта, называется держателем карты, а не владельцем.

Счёт и деньги на нём — принадлежат клиенту, а карта — банку.

Благодаря карте клиент получает возможность управлять своим счётом, отдавать распоряжения по оплате услуг в магазинах или получать наличные со счёта. А банк, в свою очередь, узнает, что именно этот клиент отдал распоряжение перечислить какую-то сумму со своего счёта на счёт магазина, что именно он снял деньги в банкомате.

Поскольку карта принадлежит банку, то клиент не может выписать на неё доверенность. Вам ведь не придёт в голову идея выписать доверенность на управление автомобилем своего соседа?

Что делать если нужно, чтобы карту получил другой человек

Некоторые банки позволяют получать карты по доверенности. Но нужно понимать, что это право банка, а не обязанность. Уточнить, выдаст ли банк карту  третьему лицу по доверенности, можно только в самом банке.

Доверенность выдаётся на то, чтобы человек только получил, а потом передал её держателю. Т.е. если он потратит все ваши деньги, то для банка это будет равнозначно тому, что это сделали вы.

Кроме этого, вы можете выпустить дополнительную карту (иногда её называют прилинкованной).

Дополнительная карта выпускается к тому же счёту, к которому выпущена первая карта. Её держателем может значится другой человек, обычно кто-то из родственников.

Заявление на выпуск дополнительной карты для другого держателя банк рассматривает как своеобразную доверенность. Держатель дополнительной карты может пользоваться картой также свободно, как и владелец основной карты.

А владелец основной получает возможность контролировать его расходы.

Такие карты удобно давать детям, особенно студентам, которые уехали на учебу в другой город.

Что делать в непредвиденных случаях

Если внезапно потребовалось оформить карту для человека, который не может по каким-то причинам прийти в банк, то вариантов немного.

Хорошо, если банк предусмотрел возможность выдачи карты по доверенности.

Если нет, то всё сводится к тому, что банк должен сам доставить карту клиенту.

В некоторых банках есть возможность доставить карту на дом (или по любому адресу).

Отдельные банки могут направить персонального менеджера, который может не только доставить карту, но и оформить какие-то иные услуги. Правда этот сервис обычно распространяется на премиальную категорию клиентов (т.е. это VIP-услуга).

В общем, конструктивный подход найдёт отклик. Я как-то консультировал клиента в машине — его подвезли к банку, но попросили выйти сотрудника, чтобы ему не приходилось подниматься по ступенькам.

Сотрудники нашего банка выезжали к клиентам на работу, на дом, а управляющий как-то ездил в больницу, чтобы заверить доверенность на распоряжение вкладом.

Можно обойтись и без карты

Когда не удаётся получить карту, то можно попробовать обойтись без неё.

Если была оформлена доверенность на распоряжение счётом, то можно употребить её не для получения карты, а для иных действий: можно снять деньги со счёта или перевести их на другой счёт или другую карту.

Если у вас есть доступ к мобильному приложению или интернет-банку, то можно просто переводить деньги на другую карту, или даже выпустить виртуальную карту — они сейчас не хуже обычных.