В СМИ рассказывают необычную историю. В Московской области сотрудник ФНС отстранён от работы за то, что творил, по сути, добрые дела — погашал со своего счёта мелкие задолженности в сумме от нескольких копеек до 100 рублей за налогоплательщиков.
Делал он это потому, что гораздо проще оплатить, чем заниматься взысканием этих долгов, которые возникли не по злому умыслу, а по техническим причинам — из-за ошибок округления или доначисления пеней.
Отдельно можно отметить, что служебная проверка, на время которой налоговика отстранили от работы, проводится после жалобы других сотрудников — им показалось подозрительным, что показатели его работы на порядок выше.
Однажды я сам оказывался в роли такого налогоплательщика. При оплате транспортного налога не оплатил копейки, а потом через какое-то время мне пришло уведомление о необходимости уплатить эти 17 копеек. На то, чтобы проинформировать меня, ушло два листа бумаги (письмо + квитанция) и конверт с марками. В общем, государство потратило на напоминание больше денег, чем получило потом от меня.
Я, конечно же, оплатил задолженность, включая комиссию банка в 30 рублей — т.е. для меня оплата этого долга тоже обошлась дороже.
Да, я знаю, что за налоговые платежи комиссия не взимается, но уже в те времена банки умели находить способ, как взять комиссию, когда её брать нельзя, и это совсем другая история.
Сталкивался я и с другой стороной вопроса. Правда, не как сотрудник ФНС, а как сотрудник банка, работающий с кредитами.
Мне приходилось точно также вносить за клиентов деньги — такие же незначительные суммы.
Когда клиент выходил на просрочку, это сопровождалось дополнительной работой — нужно отразить всё на счетах просроченной задолженности, создать резервы.
И действительно гораздо проще и быстрее просто внести деньги на счёт клиента.
Правда, я согласовывал такие вещи с клиентом — кто-то сам приходил, чтобы пополнить счёт, но если человек не мог подъехать в банк сейчас, то вносил деньги я. Как правило, клиент приходил в банк на следующий день и возмещал расходы.
Поступал ли я правильно? Наверное, с точки зрения правил и кредитной политики банка — нет, и моя деятельность тоже заслуживала какой-то служебной проверки. Я должен был проявить бюрократизм, начислять проценты, штрафы, отчитываться, почему растёт число «просрочников». Но мне не хотелось этого делать, и я шёл по простому пути.
Правда, позднее это стало невозможно. Банки стали, с одной стороны, страховаться от таких операций, а с другой — упрощать их учёт.
В первую очередь — это SMS-информирование, которое по кредитам подключают везде в обязательном порядке. Если клиент внёс неверную сумму, то он узнает об этом раньше сотрудников банка.
Кроме того, сейчас кредит в банке сопровождается согласием на списание платежей по кредиту с любых счетов клиента. И если они есть, то банк списывает с того счёта, где есть деньги, не оповещая клиента.
Ну и главное, сейчас, пожалуй, не осталось банков, где сотрудники на местах занимаются бухгалтерским сопровождением кредитов и прочих банковских операций.
Процедуры автоматизированы, и учётом операций по дополнительному офису, расположенному в небольшом городке, занимаются сотрудники или филиала в областном центре или какой-то единый операционный центр в Москве.
Думаю, что-то подобное должно произойти и в ФНС. Можно точно также отправлять SMS или, если это какой регулярный налог, вроде налога на имущества, то «копеечную» задолженность можно просто перенести на следующий период.