Некоторое время назад в Госдуму был внесён проект, согласно которому банки должны были сообщать клиентам
Предполагалось, что такой закон позволил бы гражданам получать полную информацию о своей кредитоспособности и проблемах, из-за которых банки им отказывают.
Законопроект не был принят. Против него выступил комитет Госдумы по финансовому рынку, который считает, что такой закон поставит под угрозу коммерческую тайну в отношении «скоринговых» систем, используемых банках для принятия решения о возможности кредитования заёмщика.
Поэтому клиенты банков, которым отказали в выдаче кредита, будут всё также на просьбу объяснить причину, получать ответ «Причину отказа банк не сообщает».
У банков, кстати, гораздо больше причины скрывать, почему по заявке был отказ.
Почему банки не сообщают причину отказа по кредиту
- Если сообщать клиентам причину отказа, то кто-то может попробовать обмануть схему проверки и подать повторную заявку, устранив причину в т.ч. и нелегальным образом. Это может привести к тому, что увеличится количество просроченных кредитов — если человек обманул систему, это не делает его кредитоспособным. По этому поводу, кстати, есть решение Конституционного суда РФ, который подтвердил право банка отказывать в потребительском кредите без объяснения причин.
- В большинстве банков обычные заявки рассматриваются в автоматизированном режиме, с использованием скоринг-систем. Такие системы значительно сокращают время рассмотрения заявки, человек в них участвует только на этапе ввода информации в систему и при проверке каких-то определённых факторов.
Увы, банку проще принять десять заявок и отказать по семи из них, чем тратить время на подробный разбор, запрашивая у клиентов какие-то дополнительные документы и т.п. - Отказ клиенту может происходить не только из-за того, что что-то не так с его документами. Возможно, у самого банка есть какие-то проблемы, и чтобы снизить количество выдаваемых кредитов, в системе «закрутили гайки». Кредиты выдают только тем, кому они не нужны, а остальным причину отказа не сообщают.
- Сотрудник банка может действительно не знать причину отказа. Его задача ввести документы по заявки в систему, а потом сообщить клиенту о результате.
Что делать клиенту, если ему отказываются сообщать причину отказа
Первый совет — всё-таки спросить. Иногда у сотрудника есть информация, и он может действительно сообщить или намекнуть.
Если банк видит, что можно что-то сделать, то клиенту предлагают возможную альтернативу. Например, если недостаточно дохода, то могут предложить уменьшить сумму или увеличить срок кредитования.
Не помешает задать вопрос руководителю отделения банка. Теоретически причиной отказа может быть неверно заполненная заявка или какая-то малозначительная причина, в этом случае заявку вернут на доработку и рассмотрят повторно.
Если заявка подавалась онлайн и общаться приходится со специалистами колл-центра, то всё это не сработает.
Кроме этого, не помешает проверить кредитную историю. Не соглашайтесь на платную услугу, если вам её предложат в банке, — сейчас кредитную историю можно проверить прямо на сайтах бюро кредитных историй (до двух раз в год — бесплатно).
И, конечно, всегда можно обратиться в другой банк. У банков разные скоринговые системы и кредитные политики, если в кредите отказали в одном банке, то в другом заявку могут и удовлетворить.