Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций предложило обязать зарубежные социальные сети выплачивать «налог за российских блогеров с доходов от рекламы в блоге».

Как пишут Ведомости, проект закона, в котором будет определяться порядок уплаты налога соцсетями, планируется подготовить к середине этого года.

Предполагается, что соцсети, которые выплачивают блогерам вознаграждение, за рекламу, размещённую в их контенте, будут выступать в роли налогового агента, удерживать НДФЛ с дохода блогера, и уплачивать его в ФНС.

В этой схеме нет ничего нового, в качестве налогового агента выступают российские организации-работодатели или юридические лица, заключающие договоры на оказание услуг с частными лицами.

Однако такая инициатива вызывает много вопросов.

Кого может затронуть этот налог и сколько нужно будет платить

СМИ в качестве «целей» этого нововведения называют YouTube, Facebook, Instagram, TikTok и Twitter.

Т.е. если блогер создаёт контент на этой площадке и получает выплаты непосредственно от социальных сетей, он будет получать на 13% меньше, а соцсеть уплатит за него налог.

Кстати, российские компании в таких случаях осуществляют ещё и уплату страховых взносов ПФР и ФОМС. Если зарубежные соцсети тоже будут обязаны уплачивать страховые взносы, то блогеры будут получать не на 13%, а приблизительно на 40% меньше исходного дохода.

Какие вопросы вызывает инициатива с «налогом на блогеров»

Желание увеличить собираемость налогов понятна. Для многих блогеров их деятельность — это основной источник доходов, и не удивительно, что государство требует, чтобы этот доход облагался налогами.

По данным исследовательской компании BloggerBase, видеоблогеры в России заработали около 18 млрд руб. в 2020 г.

Потенциально это — 2,34 млрд руб. в виде НДФЛ, который мог бы получить российский бюджет. Только это не совсем верное предположение, а сам подход вызывает вопросы:

  • Многие соцсети ничего (или почти ничего) не платят блогерам. Если YouTube активно делится рекламными доходами с авторами видео, возможность получения дохода непосредственно от соцсети в Instagram, Facebook или TikTok — ограничена. Т.е. фактически это будет закон, направленный только на одну компанию — на YouTube.
  • Многие блогеры большую часть дохода получают от рекламных интеграций, сотрудничая с рекламными агентствами. В этом случае инициатива окажется бесполезной — по договорам с российскими компаниями, блогеры уже платят налог (это делает либо рекламное агентство, либо блогеры платят сами).
  • Крупные блогеры действуют в качестве индивидуальных предпринимателей, менее крупные оформляются самозанятыми — в этом случае они обязаны уплачивать налоги самостоятельно, т.е. соцсети платить за них не будут.
  • Когда AdSense (рекламная сеть Google, через которую осуществляются выплаты в т.ч. с YouTube) работает с иностранными блогерами, то она запрашивает информацию, которая позволяет избежать двойного налогообложения.
Форма, которую нужно заполнить блогерам, получающим доход от YouTube (и другие источники AdSense), чтобы избежать двойного налогообложения.

То есть доход, полученный российским блогером от YouTube, не облагается налогом в США. Блогер обязан сам уплатить налог в России.

  • Для того чтобы эта инициатива начала работать, необходимо сначала обязать соцсети открыть представительство в России, чтобы на них начали действовать российские законы. Иначе, можно сколько угодно законов принимать, действовать на территории других государств  они не будут

На мой взгляд, если подобный закон будет принят, то он не приведёт к реальному увеличению поступлений в бюджет, но может создать проблемы для блогеров — многие зарубежные соцсети могут отключить возможность монетизации для создателей контента из России.

Мне кажется, тут надо либо пересматривать международные договоры об избежании двойного налогообложения, либо формировать в стране культуру, когда не платить налоги станет стыдно и невыгодно.