В банке главные по банкоматам — айтишники. Любая проблема всегда начинается со звонка программисту, даже если решить её могли те, кто обслуживает клиентов. Когда я работал программистом, то очень хорошо это прочувствовал.
Однажды на меня переключили звонок, с формулировкой «У клиента застряла карта, надо вытащить».
Клиент говорит, что банкомат выдал деньги, а карту нет. Я понимаю, что он явно путает и я его поправляю:
— Подождите, банкомат всегда сначала выдаёт карту, а потом деньги.
— Ничего не знаю! Он не выдал карту!
Мы начали спорить и терять терпение. В процессе, я решил посмотреть запись видеонаблюдения с банкомата — вдруг произошёл какой-то странный сбой. Запустил программу, выбрал нужный банкомат, нашёл нужное время и просмотрел операцию. После этого я вернулся к разговору с клиентом:
— Можно вас попросить? Проверьте внутренний карман пиджака, карта — там!
Через мгновение, я услышал удивлённое: «Спасибо». Кажется он посчитал меня каким-то Шерлоком Холмсом.
Почему банкомат выдаёт карту, а потом деньги?
Вообще так было не всегда и не везде. Банкоматы прошли такую «эволюцию»:
- Первые банкоматы не «проглатывали» карту. Тогда карты были только с магнитной полосой и её надо было прокатывать вручную. Сейчас такое можно встретить в магазинах, если не читается чип.
- Потом стали использоваться внутренние картридеры и карта оставалась в банкомате на всё время обслуживания. Получив деньги, нужно было нажать кнопку завершения работы с банкоматом. У такой последовательности был большой недостаток: забрав деньги, клиенты часто уходили оставив банкомат в рабочем состоянии. Следующий клиент подходил к банкомату, видел рабочее меню и мог вполне снять деньги по забытой карте.
- Чтобы предотвратить это, банкоматы после выдачи денег стали завершать работу и выдавать карту. Для продолжения работы необходимо было вставить её второй раз. Правда, из-за такого порядка выдачи, многие забрав деньги, забывали карту в банкомате. Дело в том, что получив деньги клиент считает, что задача выполнена, начинает прятать их в кошелёк и уходит.
- В итоге, пришли к схеме: сначала выдаётся карта, а потом деньги. Психологически забыть деньги сложнее, чем карту, ведь именно в этом часто заключается цель использования банкомата. Правда, иногда деньги всё-таки забывают, но это уже другая история.
Везде ли банкомат выдаёт карту и деньги в такой последовательности?
В России порядок выдачи наличных — это личное дело каждого банка. Поскольку банки пользуются зарубежным программным обеспечением, то следуют их рекомендациям. И банкоматы работают именно так.
При этом, в некоторых странах используются другой порядок выдачи наличных. Например, карта после денег выдаётся в Аргентине и Белоруссии. Насчёт Аргентины я не скажу, но в Белоруссии порядок выдачи наличных определён Нацбанком Республики Беларусь.
Сделано это для того, что снизить число случаев, когда клиенты забывали деньги. Интересно, насколько чаще клиенты стали оставлять в банкоматах карты?
Возврат к истокам — снова без картридера
Интересно, что сейчас можно говорить о своеобразном возврате к истокам.
При использовании бесконтактных банкоматов, нет необходимости вставлять карту в картридер — достаточно поднести карту (или телефон с поддержкой NFC) к бесконтактному устройству банкомата.