В закон «О национальной платёжной системе» внесены изменения, и теперь пользователи анонимных электронных кошельков не смогут пополнять свои счета анонимно. На них можно либо переводить деньги с банковского счёта или карты, или нужно идентифицировать кошелёк — т.е. он перестанет быть анонимным.
Сделано это, вроде бы для того, чтобы усложнить жизнь тем, кто использует анонимные кошельки для противоправной деятельности.
Жизнь пользователей анонимных кошельков и так была ограничена дальше некуда. С них нельзя было снять наличные, перевести деньги на карту или другой кошелёк. По сути, можно было только заплатить деньги в каком-то российском онлайн-магазине. Да и лимиты по ним такие, что… ну не знаю, каким преступникам это нужно.
Несмотря на всё это, анонимные кошельки были достаточно популярны. По информации «Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов» анонимными электронными кошельками пользовалось порядка 10 млн человек.
Неужели все эти люди — преступники, занимающиеся отмыванием незаконных доходов? Уверен, что нет. Запрет коснётся самых обычных людей, и не все они смогут подобрать альтернативу.
Кто пользовался анонимными электронными кошельками
Анонимные кошельки были удобны, в первую очередь, тем, что такой кошелёк можно создать, без особых проблем. Зарегистрировался, пополнил его в терминале, установленном в магазине, у дома и уже можно совершать покупку.
Поэтому они были популярны у самых разных людей:
- У тех, кто собирает средства на помощь приютам для животных, домам престарелых, детдомам. Собрали небольшую сумму — купили необходимые вещи и передали их по адресу.
- Небольшие бизнес-проекты, которые только начинали свой бизнес, в первую очередь в сети интернет. Фактически это те, кто только начинает вести деятельности, и ещё не знает, выйдет ли из его затеи какой-то толк.
- Жители ближнего зарубежья, которые пользуются анонимными кошельками для расчётов на российских сайтах, чтобы получать платежи за услуги. Идентифицировать российский электронный кошелёк в другой стране не всегда возможно.
Но самое интересное, что они, скорее всего, не столкнутся с проблемами. Ведь им не нужно вносить наличные на кошелёк — они либо сами переводят на них деньги со своей карты или им переводят деньги другие люди.
А вот для кого важна возможность пополнения анонимного кошелька с помощью наличных:
- Люди, которые не пользуются банковскими картами, внезапно столкнувшиеся с необходимостью оплатить что-то в интернете. Что может быть проще: быстро создать кошелёк и пополнить его наличными в терминале, установленном в соседнем гастрономе.
Теперь им придётся отправиться в банк за банковской картой.
- Дети и подростки, желающие купить в интернете игру или сделать пожертвование своему кумиру — какому-нибудь популярному видеоблогеру.
На этом я хочу остановиться отдельно.
Зачем детям анонимные электронные кошельки
Наверное, каждый родитель сталкивался с тем, что дети просят что-то оплатить по пластиковой карте в интернете. Кто-то молча протягивает карту, кто-то открывает на имя ребёнка дополнительную карту, кто-то пытается вникнуть в то, что именно он хочет купить, а кто-то просто отмахивается: «Вот ещё платить за всякую чушь!».
А ведь ребёнку хочется новую игрушку, или какой-то супер пистолет для онлайн-стрелялки, или «задонатить» видеоблогеру, чтобы тот заметил его вопрос среди множества других.
Недавно в сообществе, посвященном игре Minecraft, был проведён опрос о том, каким образом участники группы расплачиваются в интернете.
Как видите, к помощи родителей почти никто не обращается, а больше трети опрошенных пользуется именно электронными кошельками.
Т.е. получив отказ родителей, или даже не спросив, дети легко и просто заводят себе электронные кошельки, которые можно пополнять деньгами, сэкономленными «на завтраках».
Запрет приведёт к тому, что дети младше 14 лет, потеряют возможность пользоваться такими платежами. Да и те, кто старше, вряд ли побегут идентифицироваться. То есть они либо снова обратятся к родителям, либо просто перестанут пользоваться онлайн-платежами.
Возможно, это и к лучшему. Я считаю, что родители должны знать, на что их дети тратят деньги в интернете.