Помните, в прошлом году маркетплейсы и банки устроили взаимный обмен претензиями? Ситуация, похоже, вышла на новый уровень — Банк России решил их помирить.
Кратко напомню суть конфликта. Сейчас все крупные маркетплейсы обзавелись собственными дочерними банками, и предлагают их клиентам значительные скидки, на которые не могут рассчитывать клиенты других банков.
Остальным банкам это, естественно, не нравится, там считают подобное недобросовестной конкуренцией, потому что такая модель:
Основная причина не озвучивается, но лежит на поверхности. Банки, вместо того, чтобы зарабатывать на покупках своих клиентов, просто теряют деньги на переводах, которыми клиенты пополняют свои карты Озон и WB.
В ноябре 2025 года главы крупнейших банков (включая Сбер, ВТБ, Т-Банк, Альфа-банк и Совкомбанк) направили обращения премьеру Михаилу Мишустину, в Госдуму и ЦБ с предложением ограничить подобные скидки.
Позиция торговых площадок звучит на первый взгляд логично. Там считают, что скидки — это не манипуляция, а способ удержать покупателя.
Запретить — означает ударить по людям, которые привыкли экономить. Поэтому главное не запретить скидки, а сделать правила прозрачными.
Также в маркетплейсах обращают внимание на то, что банки требуют равных условий на маркетплейсах, но сами давно создают собственные маркетплейсы, куда пускают далеко не всех.
В Банке России предлагают решение, которое должно помирить всех — скидки останутся, но также не будет закрытых договорённостей. Должна быть продумана «открытая модель», где участвовать в программах скидок смогут любые банки, на одинаковых условиях.
Перед покупкой товара будет отображаться окно с предложениями от банков — скидки при оплате каких-то конкретных банков, кешбэк, бонусы или рассрочка.
Список должен формироваться по алфавиту, чтобы не отображать вверху каких-то «любимчиков».
Идею ЦБ положительно оценили в комитетах Госдумы по экономполитике и финрынку, а также в АКИТ, а также в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
Банки и маркетплейсы в целом согласны, но ещё хотят обсуждать какие-то дополнительные условия.
На мой взгляд, основная проблема заключается в том, что маркетплейсы давно переросли уровень «просто крупных интернет» магазинов, а стали достаточно огромными монополиями.
Банки никогда не смогут предложить те же скидки, что и марткетплейсы, просто потому, что источники их формирования разные.
Кешбэк в банках фомируется за счёт комиссии, которую банку платит продавец — и эта комиссия редко превышает 2,5%.
Марткетплейсы предлагают свои скидки за счёт комиссии, которую они взимают с продавцов, и здесь комиссия может составлять треть от стоимости товара.
И, на мой взгляд, основная проблема заключается именно здесь. Фактически за то, чтобы маркетплейсы привлекали клиентов в свои банки, платят продавцы товаров, которые к этим банкам не имеют никакого отношения.
Опубликован отчёт Банка России «Обзор операций, совершенных без добровольного согласия клиентов финансовых организаций», в котором приводится…
Банк России планирует реализовать на Госуслугах возможность уведомления клиетов банков, о том, что на их…
Банк России разработал процедуру, которая позволит людям, оказавшимся в базе данных «дроперов», исключить себя из…
Банк России планирует в течение ближайшего года создать единую базу данных всех банковских карт россиян.…
ВТБ подвел итоги безопасности за прошлый год и рассказал о том, кто чаще всего становится…
Если вы возьмёте практически любой документ, в котором указана какая-то денежная сумма, то увидите, что…
This website uses cookies.