Сбережения и вклады

Кто такие банковские абьюзеры и почему банки их не любят

Судя по всему, мы становимся свидетелем рождения нового термина, который характеризует определённую категорию клиентов банков — банковский абьюзер.

Появился он в исследовании «Вклады и накопительные счета в России», опубликованном компанией Frank RG, после чего СМИ радостно подхватили его, и стали использовать в отношении определённой категории вкладчиков.

Кто такой банковский абьюзер

Исследование посвящено рынку банковских вкладов, а также поведению клиентов. В итоге, вместо анализа получился ярлык для клиентов, которые заботятся о своих интересах не хуже, чем банки о своих.

Слайд из исследования Frank RG «Вклады и накопительные счета в России»

Банковским абьюзером назвали человека, который не проявляет лояльности к банку:

  • Он открывает вклад или накопительный счёт ради приветственного бонуса — повышенной ставки.
  • Забирает деньги сразу, как перестал считаться новым клиентом.
  • Оформляет новые вклады на своих родственников.
  • Старается выполнить все условия для получения повышенного процента (тратит деньги по карте банка, переводит в банк зарплату и т.п.).
  • Легко уходит в другой банк, если там предложили условия получше.

Слово «абьюзер» — из словаря психологов. Так называют людей, которые нарушают чужие границы. В случае с банками границы устанавливаются самими банками — они пишут правила, по которым клиенты действуют. И когда клиент начинает действовать точно по этим правилам, но с максимальной выгодой для себя, его вдруг записывают в «злоупотребляющих».

Почему банки против

Любой банковский продукт создаётся с расчётом на усреднённого клиента, который пользуется тем, что дают, не вчитывается в условия и не тратит время за лишней погоней за выгодой. Приветственный процент и другие условия для повышения ставки — это маркетинговые крючки, с помощью которого банк хочет привлечь клиента, чтобы потом он пользовался менее выгодными условиями.

Однако здесь банки себя переиграли. Согласно анализу компании Frank RG, 43% клиентов готовы переводить свою зарплату или пенсию в банк ради получения дополнительных бонусов, а также хранить средства на банковских счетах и картах. При этом 54% опрошенных выразили готовность использовать карты банка для покупок, чтобы увеличить доходность по накопительным продуктам. Только 6% участников опроса заявили, что не хотят выполнять какие-либо условия.

За привлечение клиентов — будь то реклама или какие-то бонусы для новых клиентов, банки готовы платить. В итоге накопительные счета и вклады с приветственными процентами могут быть убыточными для банка — ведь на этом этапе главное заполучить нового клиента.

В этом и заключается основное «преступление» банковского абьюзера — банк на нём не зарабатывает.

Банковский абьюз — это не злоупотребление

Получается парадокс: банки сами создают правила, сами предлагают повышенные ставки, а потом удивляются, что клиенты недовольны ставками для старых клиентов и уходят, чтобы стать новым клиентом для другого банка.

Но называть таких клиентов абьюзерами нельзя. Клиент ничего не нарушает, не хитрит, не ищет каких-то лазеек — он действует строго по правилам, которые придумал сам банк. И если система позволяет ему получать выгоду без убытков, то почему он должен от этого отказываться?

По большому счёту, банковские абьюзеры — это профессиональные вкладчики. Просто раньше им приходилось сложнее — они изучали и сравнивали условия, подбирали краткосрочные счета с повышенными процентами, использовали «лестницу вкладов». А сейчас им упростили задачу — просто бери и переноси деньги из банка в банк, один раз в два-три месяца.

Если такие клиенты не выгодны — пусть меняют правила, думают, как удержать вкладчиков. Но не стоит обвинять клиента в том, что он оказался умнее, чем ему было положено по модели.

Игорь

Новые статьи

В Ассоциации банков объяснили, чем цифровой рубль может быть выгоден гражданам

Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков опубликовал статью, в которой развеял основной миф о цифровом…

2 дня назад

Почему клиенты банков не платят по кредитам — что открыло исследование Сбера

По данным Сбера, в тройку главных причин просрочек по кредитам вошли: задержка зарплаты — 34%,…

3 дня назад

Что такое «ключевой вклад» — на что обращать внимание, если решили его открыть

Некоторое время назад (примерно, когда появилось ожидание того, что ЦБ начнёт перейдёт к планомерному снижению…

5 дней назад

Обещали защиту от спама, а вышло не очень — почему не работает маркировка звонков

Одно из многообещающих нововведений начала этого месяца — то, что с 1 сентября в операторы…

1 неделя назад

Клиенты банков массово идут в МФО за „доступными” займами — спасение или долговая ловушка?

В Банке России рассказали о том, что в втором квартале 2025 года микрофинансовые организации (МФО)…

1 неделя назад

Как внедрение цифрового рубля повлияет на банковские вклады

Уже пару дней СМИ, ссылаясь на экспертов, разносят новость о том, что внедрение цифрового рубля…

2 недели назад

This website uses cookies.