Кредиты

Сменил номер телефона, а потом банк выдал по нему кредит. Что делать, когда поменял телефонный номер

Моему номеру телефона лет двадцать, если не больше. Иногда мне звонят клиенты банков, где я уже давно не работаю, или знакомые, которых я не видел уже долгие годы, и радуются, что смогли меня найти по этому номеру. Правда, номер уже попал во все базы спамеров и мошенников, и мне из-за этого иногда очень хочется его сменить.

Но я не готов этого делать, потому что номер телефона сейчас стал важным идентификатором, который используется чуть ли не везде, и непродуманный отказ от номера телефона может обернуться неожиданными последствиями.

Например, так произошло с клиентом банка ВТБ, который внезапно оказался должником по двум кредитам.

Хронология событий выглядит следующим образом:

  • У клиента карта банка ВТБ 24, которую он закрыл в 2016 г. Счёт карты остался открытым, о чём клиент не знал.
  • За это время банк сменил название, а клиент — номер телефона.
  • В 2024 г. по старому номеру телефону был получен доступ к личному кабинету клиента.
  • Были оформлены два кредита на 300 000 и 100 000 рублей.

Как клиент узнал о произошедшем, он не рассказал. Но понятно, что случившимся он недоволен.

Фрагмент отзыва на портале банки.ру

Он считает, что банк не провёл нормальной проверки при выдаче кредитов (например, при подаче заявки указывался доход, который ничем не подтверждён, а также неверное место работы).

Банк, в ответ на претензии клиента пишет, что:

  • Клиент обязан сообщать об изменении личных данных (в т.ч. номера телефона).
  • Вход в личный кабинет можно осуществить по паролю.
  • Пароль можно восстановить по телефону (что и было сделано).

То есть клиент виноват во всём сам (по мнению банка).

Однако, самое страшное в этой ситуации то, что это далеко не единичный случай. В комментариях к отзыву было довольно много ответов в духе «со мной произошла точно такая же история», а банк позднее опубликовал предупреждение для клиентов, в котором назвал такой способ мошенничества «старой схемой»:

«ВТБ отмечает активность мошенников по одной из старых схем. Злоумышленники отбирают привязанные к сервисам неиспользуемые телефоны, скупают сим-карты с этими номерами и получают доступ к порталу Госуслуг, личным кабинетам банков, маркетплейсов и мессенджерам. Полученную информацию используют для доверительного контакта с жертвами в соцсетях, хищения средств и других преступных действий».

Меня во всём это удивляет следующее. Дело в том, что когда клиент открывает в банке ВТБ счёт, то одно из согласий, которое он подписывает, касается возможности банка запрашивать информацию о телефоне клиента у операторов связи.

Это как раз нужно для того, чтобы в случае смены владельца номера телефона банк понимал, что теперь нужно дополнительно идентифицировать клиента — убедиться, что у клиента всё ещё есть доступ к этому номеру, либо попросить его предоставить новый.

В любом случае, если это «старая схема», известная банку, то почему в банке не предусмотрели дополнительной защиты на этот случай. Если клиент не проявлял несколько лет активности, но внезапно решил взять кредит, то можно попросить его посетить ближайшее отделение банка.

Клиентам, которые пострадали от такой схемы, придётся решать проблему через суд (насколько, я могу судить по сообщениям СМИ, в подобных случаях вероятность того, что суд станет на сторону клиента, достаточно высока).

Но, конечно, гораздо лучше не оказываться в такой ситуации. Для этого нужно относиться к номеру телефона почти как к паспорту. Если он сменился — сообщать о смене везде, где он используется в качестве идентификатора (от госуслуг и банков, до мессенджеров и Почты России).

Не нужно оставлять открытых счетов в банках, а когда их закрываете, нужно убедиться в том, что также прекращено действие всех договоров, включая договор ДБО (о дистанционном банковском обслуживании).

Игорь

Новые статьи

Попросил кредит, а банк сразу сделал заявку на кредитку — навязывание или забота банка?

Подписчик попросил меня прокомментировать ситуацию, с которой он столкнулся: «Я взял кредит в одном банке.…

4 дня назад

Киви-банк начал частичные выплаты по киви-кошелькам — проверяйте свои счета

Киви-банк начал выплаты кредиторам третьей очереди, владельцам кошельков QIWI. Проверьте свои счета: с 12 июля…

2 недели назад

В России введут социальные вклады и счета — в чём их особенности

Подписан закон, согласно которому банки будут обязаны открывать «социальные счета» и «социальные вклады» для поддержания…

2 недели назад

«Не хочешь — заплатишь» — как банк «Открытие» мотивирует клиентов переходить в ВТБ

Банк "Открытие" начал списывать комиссию за неактивные карты, чтобы мотивировать клиентов перевести обслуживание в ВТБ.

3 недели назад

«Оставьте на всякий случай» — почему нужно закрывать старые счета в банках

В банке сотрудники часто советуют клиентам не закрывать последние счета даже с небольшими суммами, что…

1 месяц назад

Что делать, если банк присылает вам чужие SMS? Почему банки совершают такие ошибки

В обычный день вы получаете SMS от банка, в котором не открывали счёт. Вероятно, ваш…

1 месяц назад

This website uses cookies.