Жалуется женщина — клиент одного крупного банка:
«Обратилась в банк, чтобы получить зарплатную карту, для получения зарплаты на новом месте работы. Специалист банка сообщила, что сейчас зарплатные карты не выдаются без оформления кредитной — такие новые правила в банке. После оформления кредитной карты оказалось, что зарплатная ещё не поступила в отделение банка. В итоге, вместо зарплатной карты я получила кредитную».
Ситуацию, к сожалению, сложно назвать редкой — практически при любом обращении в банк клиенту норовят предложить дополнительный продукт и, порой, делают это некорректно.
Называется это всё термином «кросс-продажи» (или «перекрёстные продажи»), а нужно банкам для того, чтобы расширить перечень услуг, которым пользуется клиент.
Услуги не обязательно платные. Например, банк может предложить установить мобильное приложение, подключить бесплатное SMS-информирование, оформить бесплатную карту и т.д. Но понятно, что чем большим числом услуг воспользуется клиент, тем больше в итоге заработает банк.
Сотрудники банка были бы рады, если бы кросс-продаж не существовало. Пришёл клиент, получил что хотел, а сотрудники банка спокойно занялись следующим. В банках это понимают, поэтому включили продажу дополнительных продуктов в обязанности сотрудников и установили план.
В разных банках по-разному мотивируют сотрудников. Иногда это приводит к постоянному стрессу, из-за которого сотрудники готовы поступить против совести, чтобы выполнить план.
Речь даже не о премиях и бонусах, а о том, чтобы отчитаться на планёрке, сколько заявок на кредит было принято, оформлено кредитных карт или продано страховок.
Что могут предложить клиенту вместе с зарплатной картой
Как правило, основное отличие зарплатной карты от обычной заключено лишь в тарифах (обычно за обслуживание карты платит работодатель), а также льготными условиями для других услуг банка.
- Кредиты и кредитные карты на более выгодных условиях, чем для клиентов «с улицы».
- Бесплатное (или более дешёвое) SMS-информирование.
- Повышенный остаток на процент.
- Возможность подключить овердрафт к карточному счёту (обычно в пределах 50%-100% от заработной платы).
Иногда услуги оказываются уникальными — например, банк может предлагать овердрафт только для тех клиентов, кто получает зарплату на карту.
Собственно, сотрудник банка должен обо всём этом проинформировать клиента, когда выдаёт карту, и предложить воспользоваться какими-то другими услугами.
Существуют ли «обязательные» услуги и можно ли от них отказаться
Теоретически, банк может предлагать какие-то комплексные продукты. Например, это может быть вклад с определённой банковской картой или пакет услуг, благодаря которому можно воспользоваться услугами банка на льготных условиях. Однако, всё это оговаривается заранее и прописано в тарифах и условиях обслуживания.
К зарплатным (да и к обычным) картам ни один банк не будет привязывать кредитный продукт в качестве обязательного условия. Даже в тех банках, которые предлагают овердрафт по зарплатным картам, чтобы подключить кредитный лимит, нужно подписать отдельный договор.
Поэтому, если специалист банка предлагает что-то, обозначая как обязательный продукт, то самое простое, что можно сделать — потребовать документ, в котором это прописано. Скорее всего этого будет достаточно, чтобы «обязательное условие» стало необязательным.