«Полные самолёты долларов» — это выражение я впервые услышал в 2004 году, во время банковского кризиса. Тогда в новостях рассказывали об одном банке, который из-за атаки вкладчиков испытывал нехватку в наличной валюте, и был вынужден ввозить доллары из-за рубежа.
Фраза кажется фантастической, в действительности это небольшое преувеличение.
Везти валюту из-за рубежа имеет смысл, только когда речь идёт об очень крупной сумме. И этим занимаются только на уровне центрального отделения банка. Здесь собирают заявки со всех своих филиалов и заказывают валюту за рубежом на общую сумму.
Как в Россию ввозят наличную валюту
Почти у каждого российского банка есть счета, открытые в каких-то иностранных банках. Эти счета нужны для безналичных международных расчётов, и когда банку требуется наличная валюта, то он покупает её у иностранных банков, оплачивая с этих счетов. Комиссия за покупку валюты может составлять от 0,02% до 2%, в зависимости от приобретаемой суммы.
После этого деньги отправляются международным рейсом. Перевозят обычно не более 200 миллионов долларов за один раз — и это целый контейнер весом порядка 2 тонн.
Доставкой занимаются международные организации, специализирующиеся на перевозке и хранении ценностей.
Банки, в которых я работал, пользовались услугами инкассаторской службы Brinks. Эта компания также осуществляет и перевозки по России, но строго по определённым адресам.
Например, в областной центр, где у нас был головной филиал, доставка была, а в наш город, в котором тоже есть международный аэропорт, доставки не было.
Перевозимая сумма страхуется, упаковывается и открывается только в банке. Там деньги пересчитывают, а потом распространяют по филиалам или перепродаются другим российским банкам.
По отделениям доставка осуществляется инкассаторскими службами.
Небольшие банки поступают проще — они не прибегают к такой длинной цепочке, а просто приобретают валюту у крупных банков. Они заключают с банками договор, в рамках которого совершаются «банкнотные сделки» — продажа валюты одного банка другому.