Однажды, когда я работал в отделе вкладов и банковских карт, ко мне обратился клиент. У него была бабушка, которая в силу возраста и здоровья не могла лично прийти в банк. Чтобы решить проблему, она оформила доверенность на внука.

С одной доверенностью внук хотел от её имени открыть счёт для получения пенсии, оформить карту и получить её вместе с пин-кодом.

С первыми двумя пунктами проблем не возникло: все документы были в порядке, доверенность была оформлена нотариально. Заявление на открытие счёта было принято, счёт был открыт, карта выпущена, но выдать карту я не могу — по правилам банка карту можно выдавать только владельцу счёта.

Клиент был непреклонен: «Если у меня есть доверенность, по которой я могу снимать деньги со счёта, то почему я не могу оформить к нему карту? Я ведь просто буду снимать деньги и отдавать их бабушке, и хочу делать это в банкомате, чтобы не стоять в очереди в кассу!»

После долгих споров (с привлечением юриста филиала) вопрос урегулировали. Мы подготовили два заявления на выпуск карты — одно на выпуск карты на имя клиентки, а второе на имя внука. Вторая карта, является дополнительной по отношению к первой.

С этими заявлениями мы поехали к клиентке, где объяснили ей ситуацию с картами, пояснили почему выпускаем две карты и, что по второй карте её внук сможет получать деньги. Заявления она подписала, а потом через некоторое время мы точно также выдали карты.

Почему банк не может выдать карту по доверенности

Если вы возьмёте свою карту и прочитаете надписи на обратной стороне, то, скорее всего, найдёте там надпись вида «Карта является собственностью банка […]. Нашедшего карту просим направить её по адресу […]».

Когда банк выдаёт карту в руки клиенту, она всё равно принадлежит банку. Именно поэтому клиента называют держателем карты, а не владельцем. Счёт и деньги на нём — принадлежат клиенту, а карта — банку. Благодаря карте, клиент получает возможность управлять своим счётом, отдавать распоряжения по оплате услуг в магазинах или получать наличные со счёта. Благодаря карте, банк узнаёт, что именно этот клиент отдал распоряжение перечислить какую-то сумму на счёт магазина, что именно он снял деньги в банкомате.

Поскольку карта принадлежит банку, то формально клиент не может выписать на неё доверенность. Вам ведь не придёт в голову идея выписать доверенность на управление автомобилем своего соседа?

Поэтому банки сами принимают решения и устанавливают правила — выдавать банковскую карту по доверенности или нет.

Как поступать, если нужно кому-то «доверить» доступ к карточному счёту

Банковские правила так же запрещают передавать карты кому-то другому. Даже если это родственники.

Но предоставить доступ к счёту можно — для этого и есть дополнительные карты.

Дополнительная карта выпускается к тому же счёту, к которому выпущена первая карта. Держателем такой карты может быть и владелец счёта или кто-то ещё, чьё имя он указал в заявлении.

Заявление на выпуск дополнительной карты для другого держателя банк рассматривает как своеобразную доверенность. Держатель дополнительной карты может пользоваться картой также свободно, как и владелец основной карты.

А владелец основной получает возможность контролировать его расходы.

Такие карты удобно давать детям, особенно студентам, которые уехали на учебу в другой город.

Что делать, если нет возможности прийти в банк

Если внезапно потребовалось оформить карту для человека, который не может по каким-то причинам прийти в банк, то вариантов, к сожалению немного.

Некоторые банки готовы выдать карту по доверенности, в этом случае можно оформить доверенность на получение карты.

В остальных случаях нужно как-то обеспечить встречу представителя банка и клиента.

В некоторых банках — это нормальная услуга или даже форма ведения бизнеса. Карта направляется курьером, который привозит карту и документы к клиенту.

В других такой возможности нет. И тогда важную роль играет человеческий фактор, насколько сильно вы сможете вовлечь сотрудников банка в вашу ситуацию.

Если кричать и требовать, то вряд ли что-то получится. Нужно просто просить совета и рекомендаций. Предлагать пути решения. Например, если у вас есть свой автомобиль, то предложите свозить сотрудников к клиенту — возможно в банке в порядке оптимизации уволили водителя, и теперь сотрудникам банка непросто куда-то выехать.

Конструктивный подход найдёт отклик. Мне доводилось консультировать клиента в машине, потому что ему было трудно подниматься по ступенькам. Сотрудники нашего банка выезжали к клиентам на работу, на дом, а управляющий как-то ездил в больницу, чтобы заверить доверенность на распоряжение вкладом.

Ну и главное, возможно вам карта и не нужна. Если оформлена доверенность на распоряжение счётом, то можно снимать деньги со счёта и оформлять переводы и без карты. Правда, для этого придётся приходить каждый раз в банк.