Финансовые новости

С 1 сентября заработает закон о „второй руке“ — пожилых будут защищать их близкие

Банк России напомнил о том, что с 1 сентября 2025 г. начинает действовать закон, по которому клиенты банков смогут назначать себе помощников, контролирующих переводы.

Называется эта услуга «вторая рука», и предназначена для дополнительной защиты клиентов банков, которые потенциально могут стать жертвой мошенников. Выражается эта услуга в следующем: клиент назначает «уполномоченным лицом» для подтверждения операций другого человека (предполагается, что родственника, но теоретически подключить можно кого угодно).

Этот человек будет выступать в роли своеобразного контролёра (в пресс-релизе ЦБ его называют «помощником») — он будет подтверждать операции, совершаемые контролируемым.

Подобная услуга уже есть в нескольких банках, но теперь это будет обязательный сервис, который должны будут предлагать все банки.

Что именно может контролировать помощник

В СМИ почему-то часто всё сводят к переводам, в действительности перечень операций, которые могут потребовать подтверждения, включает:

  • Переводы денежных средств третьим лицам (переводы СБП сюда тоже относятся).
  • Выдача наличных со счёта через кассу банка или в банкомате.

Для переводов между своими счетами подтверждение не потребуется.

Как будет работать «вторая рука» на практике

Подключить услугу можно только по явному желанию самому клиенту. Он сам должен будет подать заявление на подключение услуги. Внук, желающий уберечь бабушку от мошенников, или родители, опасающиеся, что их ребёнок станет дропером, смогут самостоятельно подключить эту услугу только при наличии доверенности от клиента.

Главное, что нужно знать об услуге «вторая рука»:

  • При подключении услуги надо будет выбрать счета и виды операций, которые нужно будет подтверждать.
  • Когда клиент попытается совершить операцию, то помощнику придёт SMS-сообщение или пуш-уведомление.
  • Помощник должен будет подтвердить операцию (как именно — каждый банк определит сам).
  • Если операцию не подтвердить в течение 12 часов, то она будет отклонена.
  • Помощник не сможет сам совершать переводы или как-то иначе распоряжаться деньгами клиента.

Если помощник не одобрил операцию, но банк её всё-таки пропустил и перевёл деньги мошенникам, то банк обязан будет возместить клиенту ущерб.

Сколько будет стоить такая услуга

В законе ничего не говорится о стомости, поэтому банки могут сами решать, предоставлять ли услугу бесплатно или брать за неё плату.

Сбербанк уже предлагает своим клиентам такую услугу под названием «Близкие рядом». Стоит она 99 руб. в месяц за каждого подключённого помощника.

В Т-Банке аналогичная услуга называется «Защита близких» и предоставляется бесплатно.

Мне кажется, в итоге стоимость этой услуги будет зависеть о того, насколько она реально будет популярна у клиентов. Если желающих много — банк вполне может начать зарабатывать на услуге. Если нет, то будет её использовать для привлечения новых клиентов из числа помощников.

Реальная защита или иллюзия безопасности

На мой взгляд, в данном сервисе есть несколько спорных моментов. Многие обратят внимание на возможность использования доверенности, но, если говорить о гипотетическом обмане с доверенностями, то там для мошенников раскрываются гораздо большие возможности, чем контроль за счётом.

Проблема в том, что услуга действует не для всех счетов и операций. Это открывает возможность для мошенников. Они могут убедить клиента открыть новый счёт, перевести туда деньги (такие переводы между своими счетами не контролируются), а затем снять их уже с нового счёта.

Главный момент состоит в том, что люди часто не готовы признать, что они уязвимы. Предложит человек своим родителям подключить такой контроль, и столкнётся с оскорблённым непониманием — «Вы за кого меня держите!».

Игорь

Новые статьи

В Ассоциации банков объяснили, чем цифровой рубль может быть выгоден гражданам

Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков опубликовал статью, в которой развеял основной миф о цифровом…

2 дня назад

Почему клиенты банков не платят по кредитам — что открыло исследование Сбера

По данным Сбера, в тройку главных причин просрочек по кредитам вошли: задержка зарплаты — 34%,…

3 дня назад

Что такое «ключевой вклад» — на что обращать внимание, если решили его открыть

Некоторое время назад (примерно, когда появилось ожидание того, что ЦБ начнёт перейдёт к планомерному снижению…

5 дней назад

Обещали защиту от спама, а вышло не очень — почему не работает маркировка звонков

Одно из многообещающих нововведений начала этого месяца — то, что с 1 сентября в операторы…

1 неделя назад

Клиенты банков массово идут в МФО за „доступными” займами — спасение или долговая ловушка?

В Банке России рассказали о том, что в втором квартале 2025 года микрофинансовые организации (МФО)…

1 неделя назад

Как внедрение цифрового рубля повлияет на банковские вклады

Уже пару дней СМИ, ссылаясь на экспертов, разносят новость о том, что внедрение цифрового рубля…

2 недели назад

This website uses cookies.