Финансовые новости

Кто виноват, если обманули мошенники — банк или оператор связи

Интересную новость опубликовал на днях портал РБК. Сообщается, что в начале августа прошло обсуждение второго «антифрод-пакета» с участием банков (Сбер, ВТБ, Газпромбанк и Т-Банк), операторов мобильной связи (МТС, Билайн, Мегафон, а также Минцифры.

Под антифрод-пакетом понимают пакет поправок к законам, которые направленны на противодействие мошенническим операциям. В рамках этих поправок Минцифры предложил унифицировать взаимодействие через общую государственную систему «Антифрод», где операторы могли бы автоматически передавать сведения о подозрительных звонках в банки.

В текущем варианте проекта предусмотрено, что банки несут ответственность за ущерб, причинённый с банковского счёта, а операторы — за суммы, похищенные со счёта мобильного телефона.

И это (почему-то!) не понравилось банкам.

Как должна осуществляться защита в рамках нового пакета

Допустим, человеку позвонили мошенники и обманом попытались получить доступ к его мобильному банку или хотя бы просто узнать код, который по факту подтверждает перевод денег.

Где-то на этом этапе оператор связи должен передавать банкам информацию о том, что клиенту звонили с подозрительного номера. Банк, соответственно, должен приостанавливать операции, чтобы клиент не потерял деньги.

Если клиент всё-таки остался без денег, то банк должен будет их возместить.

Какие претензии у банков и операторов к новому антифрод-пакету

Банки возмущаются тем, что они будут вынуждены покрывать ущерб, если оператор связи пропустил звонок мошенника, или по каким-то причинам не смог вовремя сообщить об этом банку. Также, по мнению банков, операторы должны быть больше вовлечены в борьбу с мошенничеством, и бесплатно предоставлять банкам такие данные, как сведения о блокировках, замене SIM-карт, переадресации звонков, смене устройства (телефона) и выпуске дополнительных SIM-карт.

Операторы связи, в свою очередь, боятся, что антифрод-система может быть несовершенной, и не хотят расплачиваться, если она сработала неверно.

Кроме того, операторы считают, что банки сами создали финансовые сервисы, которые уязвимы — раз ими могут воспользоваться мошенники, а значит все потери — это ответственность банков.

Стоит ли надеяться на единую защиту от мошенников

Думаю, в споре операторов связи и банков рано или поздно будет поставлена точка — законопроекты напишут, рассмотрят и примут — предполагается, что обновлённая система заработает 1 марта 2026 г.

Если система будет работать и отсекать звонки телефонных мошенников, если банки при переводе средств или оформлении кредита, связанных с подозрительной телефонной активностью, будут приостанавливать эти операции, то это защитит кого-то от потери денежных средств.

Тем не менее, операторы связи отмечают, что все существующие механизмы по выявлению мошенников — «вероятностные, и пока нет гарантированных способов определить вызов как мошеннический». Это значит, что всё равно будут ситуации, когда крайним останется клиент банка, который перевёл деньги на «безопасный счёт» или «пустил» мошенников в Госуслуги.

Поэтому, самая главная защита — это ваша персональная финансовая грамотность и осмотрительность.

Игорь

Новые статьи

«Ozon подключается к цифровому рублю» — а есть ли новость?

Ozon Банк, связанный с известным маркетплейсом, ищет разработчиков, которые будут работать на подключением к платформе…

1 день назад

Как банки повышают ставку по кредиту, но не нарушают закон — и что с этим делать клиентам

Клиенты банков сообщают о том, что столкнулись с изменением условий по ранее выданным кредитам. О…

5 дней назад

Банки смогут увольнять сотрудников за одно нарушение — изменится ли что-то на самом деле?

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, дающий банкам право расторгать трудовые договоры с работниками…

7 дней назад

Банки запускают онлайн-банки в MAX — безопасны ли банковские боты?

В последнее время несколько банков объявило о создании удалённых сервисов для пользователей мессенжера MAX. 22…

1 неделя назад

Крупные банки подняли ставки по вкладам, а ЦБ понизил ключевую — в чём подвох

24 октября Банк России объявил о снижении ключевой ставки до 16,5%. Эта ставка влияет на…

2 недели назад

Стоит ли «пускать» сотрудника банка в свой телефон

Жалуется мой старый знакомый, недовольный обслуживанием в одном банке: «Жена пришла в банк, чтобы открыть…

2 недели назад

This website uses cookies.