Общался с клиентом одного банка, который умудрился перечислить на «безопасный счёт» какую-то сумму денег. По его словам, во всём был виноват банк, потому что не остановил операцию и не предупредил, что он стал жертвой аферы.
Такое отношение достаточно распространено, среди тех, кто оказывается жертвой мошенников. Понятно, что гораздо проще обвинить кого-то, чем признать, что совершил ошибку сам, и нужно было десять раз подумать, прежде чем переводить деньги неизвестно кому. Иногда это принимает совсем уж странные формы.
Однажды мой коллега, сотрудник отдела обслуживания физических лиц, оформлял перевод без открытия счёта для клиента. В процессе общения выяснилось, что ему продают через интернет автомобиль, который должны пригнать из-за рубежа. При этом было столько странностей, что операционист заподозрил, что речь идёт об обмане и попытался отговорить клиента от перевода. Тот настоял на своём, перевод оформили, деньги ушли.
А через месяц в банк пришли сотрудники полиции из отдела экономической безопасности. Выяснилось, что в какой-то момент наш клиент «прозрел» и… обратился в полицию с заявлением, в котором обвинил моего коллегу в сговоре с мошенниками.
Для банка и сотрудника всё, естественно, закончилось хорошо, а вот клиент своих денег так и не вернул.
Конечно, бывают и более удачные случаи. Например, недавно МВД наградил сотрудницу Росбанка за то, что она смогла отговорить клиента от передачи 2 млн рублей мошенникам, а рекордная сумма, которую помогли сохранить сотрудники Сбербанка, составляет 160 млн рублей.
Операции, которые производятся без участия сотрудника, т.е. оформляются через приложение или онлайн-банк, проверяются банками и блокируются, если есть подозрение, что перевод адресован мошенникам.
Естественно, никаких гарантий, что банк сможет выявлять все мошеннические операции, нет. Поэтому клиентам в первую очередь нужно надеяться на себя, и критически относиться к любым нежданным звонкам, особенно если в результате нужно куда-то отправить деньги.