Многие клиенты пользуются картами годами, перевыпуская их, когда заканчивается срок действия. Обычно с этим никаких проблем не возникает — получил карту и продолжаешь ею пользоваться. Но иногда могут возникнуть проблемы.
Пару месяцев назад мой знакомый, у которого была карта Сбербанка, решил её перевыпустить. Сделал это потому, что банк заблокировал ему карту, посчитав операцию по снятию наличных подозрительной.
У него была карта «Молодёжная» платёжной системы Visа, за пользование которой взималась комиссия в размере 150 руб. в год.
Перевыпуск карты оформлялся через кол-центр банка, и вместо карты Visa ему выдали карту платёжной системы «Мир», ещё через месяц он получил SMS от банка в, котором было сказано: «В следующем месяце ваша СберКарта может стать платной…».
Выяснилось, что новая карта выпущена по новому тарифу — это обычная СберКарта, которая стоит 150 руб. в месяц, если не соблюдаются определённые условия (расходы по карте в сумме не менее 5000 рублей в месяц или остаток менее 20 000 руб.).
Конечно, 150 руб. — это небольшие деньги. Но, во-первых, это в 12 раз больше, чем было раньше, и годовая комиссия может составить 1800 руб. А во-вторых, больше всего неприятно то, что клиента поставили перед фактом — он узнал о новой комиссии уже после того, как получил карту.
Когда банк может изменить тариф карты
Технически банковская карта — это средство доступа к средствам на текущем счёте клиента. По таким счетам банк может менять тарифы в любое время. Как правило, для этого даже не приходится оповещать клиента — в договоре прописано, что изменения в тарифах публикуются на сайте банка.
Но здесь произошла другая ситуация. При перевыпуске карты фактически изменился тип карты, а вместе с ней и тариф. Клиент вместо той карты, что у него была, получил другую, на новых условиях.
Это стандартная ситуация, которая возникает со старыми картами. В ней можно оказаться, перевыпуская, например, зарплатную карту, если вы уже не работаете там, где получали карту — новая карта будет выпущена на общих основаниях.
Так же рискуют попасть на смену тарифов держатели карт Visa и MasterCard.
Что происходит с просроченными картами Visa и MasterCard
После того, как платёжные системы Visa и MasterCard перестали работать в России, банки продлили сроки действия карт — сделали их бессрочными. Они продолжают работать, ими можно расплачиваться в магазинах или онлайн, даже если у них истёк срок действия.
Но вечно это продолжаться не будет. Карты постепенно выходят из строя, и взамен банки предлагают уже карты «Мир». И, естественно, при этом они выпускаются на новых условиях.
И, конечно, рано или поздно банки начнут более активно подталкивать клиентов к замене карт.
Например, в Сбербанке сейчас не разблокируют заблокированные карты, а предлагают выпустить новые, в какой-то момент времени стали активно отключать операции без использования 3D Secure по бесплатным картам «Моментум».
«Мы получили информацию о компрометации и размещении данных вашей карты в сети интернет» — такое сообщение получает клиент, после чего теряет возможность расплачиваться картой в некоторых ситуациях. Это не считая того, что само сообщение выглядит угрожающе.
Можно ли избежать смены тарифа карты
Если решили менять карту, то нужно заранее уточнить условия, на которых будет обслуживаться новая карта. Если они вас устраивают — то значит и проблем нет.
Если условия не устраивают — меняйте банк. Если карта Сбербанка использовалась только для переводов, то сейчас переводы СБП уже перестали быть какой-то новинкой, и держать карту только лишь для «переводов на Сбер» уже не нужно.
Кстати, если вы решите перейти на обслуживание в другой банк, то старую карту можно и не закрывать — в этом случае у вас сохранится доступ к мобильному приложению банка. Только не забывайте, что условия обслуживания карты могут измениться в будущем.