Приближался вечер, я уже собирался подводить итоги дня, как ко мне обратилась женщина (я тогда работал в отделе пластиковых карт одного регионального банка). Напряжённая, чем-то явно недовольная, сразу пошла с козырей: «Вы деньги с моей карты воруете».
Ну не лично я, конечно, а банк. На карту нашего банка она получала зарплату, и говорит, что регулярно с карты пропадают деньги. Предложил разобраться. У женщины с собой были расчётные листки из бухгалтерии, выписку я распечатал.
Проверяем — всё сходится: пришла зарплата — сумма совпадает, потрачены деньги в магазине, выданы в банкомате…
«Этих денег я не снимала! Вы украли!» — возмущается женщина.
Действительно, банкомат не характерный для неё — обычно она снимала деньги в банкомате, расположенном неподалёку от предприятия, а в этот раз в другом районе города.
В банкоматах есть камеры, видео хранится, иду в службу безопасности, объясняю ситуацию, прошу показать.
Увидев себя на видео, женщина молчит. Такое ощущение, что она прикидывает возможность, заявить, что это всё-таки не она, а кто-то другой, но в итоге в сердцах восклицает: «Я не знаю как, но вы всё равно воруете деньги с моей карты!». Предложил проверить ей выписку за более длинный период — отказалась.
Обвинения и намёки с её стороны, мои попытки разобрать каждую спорную ситуацию — всё это заняло порядка полутора часов времени. Когда она наконец-то потребовала, чтобы мы закрыли ей счёт и не зачисляли зарплату на карту, что она будет получать их наличными, я честно говоря вздохнул с облегчением. Закрыли счёт, выдали остаток через кассу.
А через месяц предприятие снова перечислило ей зарплату на… закрытую карту. Банк вернул деньги обратно, и ещё через пару недель эта женщина снова появилась в банке — открывать новую карту.
Не знаю, что там ей сказали на предприятии, но после этого она ещё долго получала зарплату на карту, претензий не было. Более того, завела кредитку, открыла вклад, делала переводы…
Но ко мне больше не обращалась. Даже если все остальные сотрудники были заняты, она предпочитала дождаться кого-то другого…
Можно верить или не верить, но проверять нужно всегда
Для себя я из этой истории вынес главное: человеку можно сто раз сказать правду, предъявить все факты, но если он не хочет верить, то и не поверит.
В то же время, я понимаю, когда люди проявляют недоверие. Это нормально, просто если в чём-то не уверен — надо проверить.
Иногда действительно можно поймать банк на ошибке — людям вообще свойственно ошибаться. Можно столкнуться с техническим сбоем, некомпетентность или халатностью. Изредка можно столкнуться и с тем, что деньги пропали по чьему-то умыслу. Только вот с карт чаще воруют деньги не сотрудники банков, а коллеги по работе, знакомые или дети клиентов.
Но самое главное, всегда можно понять, что именно произошло. Деньги не могут появиться на счёте из ниоткуда и пропасть в никуда.
Поэтому в любой непонятной ситуации надо запросить в банке выписку по счёту. В идеале это должна быть нормальная выписка, а не список операций из мобильного приложения (здесь-то как раз могут не отражаться какие-то комиссии или операции).
В нормальной выписке указана сумма на начало периода, отражены все движения — поступления и расходные операции, расшифрован их смысл.
Каждую операцию можно проверить. Поступила какая-то сумма — вы должны понимать откуда и почему. Если это зарплата, то она должна быть отражена в вашем расчётном листке.
Списаны деньги — у банка можно запросить объяснение, что это за операция, куда и на основании чего она была проведена.
В большинстве случаев этого достаточно, чтобы убедиться — со счётом, с картой всё в порядке. Но если выяснится, что что-то не так, банк будет сам заинтересован разобраться в ситуации и как-то вам её объяснить.