Не успел Банк России выпустить новую банкноту номиналом 100 рублей, как о ней стали известны «шокирующие» подробности. Уважаемое издание МК опубликовало материал под заголовком «Новая купюра в 100 рублей оказалась „шпионской“: можно отслеживать владельцев».
Копию публикации уже можно встретить в различных соцсетях, и, уверен, что совсем скоро мы увидим множество роликов от блогеров, разоблачающих заговор ЦБ, и предупреждающие сообщения в многочисленных домовых и родительских чатах.
Суть статьи сводится к следующему утверждению (это цитата):
«Фактически речь идет о внедрении стопроцентно отслеживаемых наличных денег, которые к тому же можно аннулировать дистанционно».
Есть ли смысл в отслеживании и аннулировании банкнот
Действительно, на банкноте есть QR-код. Если принять за истину утверждение, что это уникальный код каждой банкноты (об этом чуть позже), то, как говорится в публикации, теперь появляется возможность отслеживать прохождение наличных через различные устройства — банкоматы и терминалы.
Банкноты могут становиться «мечеными», благодаря чему банкноты можно будет аннулировать.
Выглядеть это, вероятно, будет так. Покупатель на рынке пытается расплатиться за картошку мятыми, но аннулированным сторублевками. Продавщица, бабушка далеко за 70, зорким глазом и кнопочным телефоном определяет наличие цифровой метки и оказывает сопротивление злостному преступнику…
Звучит как плохой анекдот.
Наличные — это наличные, их передают из рук в руки, расплачиваются в самых разных местах. Если человек X получил деньги в банкомате, а человек Y внёс эти деньги в другой банкомат через 10 дней, это не значит, что они связаны, знакомы или даже живут в одном городе. Деньги могли пройти через сотни рук за это время.
Смысла в таком цифровом отслеживании оборота конкретных банкнот нет.
Об уникальности QR-кода на банкнотах
QR-код — это просто способ представить информацию. Вы можете любое слово написать буквами, можете настучать кодом Морзе и т.п. QR-код — это алфавит, который удобен для того, чтобы его считывали различные устройства.
Проверить, что «зашифровано» в QR-коде, можно с помощью смартфона и любого приложения, предназначенного для чтения QR-кодов.
Сторублевой банкноты у меня нет, но я попробовал прочитать QR-код с банкноты, представленной на видео. В нём содержится ссылка, ведущая на страницу: cbr.ru/b100_22.
Можно возразить, что это образец, а на настоящих банкнотах будут уникальные номера.
Но и это мы можем проверить. Дело в том, что новая банкнота 100 рублей не первая, на которой появился QR-код, его можно увидеть и на банкнотах номиналом 2000 и 200 рублей.
У меня как раз есть двухтысячная банкнота, и это очень просто проверить.
Как видите, ссылка cbr.ru/b2000_17 похожа на ссылку со сторублевой банкноты.
Эти ссылки ведут на страницу с описанием соответствующей банкноты на сайте ЦБ, они не содержат в себе какой-то информации, по которой можно идентифицировать конкретную банкноту.
Единственная уникальная часть, которая есть на банкноте, по которой теоретически её можно отследить — это номер банкнот. И этого вполне достаточно, чтобы построить систему отслеживания перемещения банкнот. Более того, такая система у ЦБ есть.
О контроле номеров банкнот в банке России
В годовом отчёте ЦБ за 2014 год в разделе, посвящённом развитию информационно-телекоммуникационной системы Банка России, есть такой абзац:
«В целях обеспечения анализа сведений, поступающих от счетно-сортировальных машин различного типа, была завершена работа по вводу в действие автоматизированной системы „Контроль номеров банкнот“».
После этого в СМИ можно встретить упоминания о том, что ЦБ планирует внедрить систему в банках, но, судя по всему, это пока остаётся планами. Банки к данной системе не подключены, хотя технически все современные счётчики банкнот (счётно-сортировальные машины) могут считывать номера банкнот (или смогут это делать, после небольшой доработки). Такими же модулями могут оснащаться и банкоматы, которые принимают деньги.
Зачем нужна такая система ЦБ, не совсем понятно, но как минимум так можно контролировать потоки наличных — например, летом деньги из северных регионов страны начинают появляться в банках на юге России.
Но распространять на банки эту систему, на мой взгляд, бессмысленно. Хотя самим банкам в отдельных случаях было бы важно знать, кто из клиентов сдал в банк какие банкноты.
Например, в банк попали фальшивые банкноты (которые не были выявлены сразу), и если бы по каждой операции фиксировались номера банкнот, то было бы очень полезно знать, кто именно их внёс.
Но ради этого банки такие системы внедрять не будут — это слишком дорого, а фальшивые банкноты, как правило, выявляются сразу после попадания их в руки к кассиру (или в банкомат).