«Банк России предложил ввести паспорта продуктов для банковских вкладов и инвестиций в МФК и КПК» — пресс-релиз с таким названием опубликован на сайте ЦБ.

В нём говорится, что банкам, страховым компаниям, микрофинансовым организациям и микрофинансовым компаниям и кредитным потребительским кооперативам рекомендуется размещать в своих офисах и на сайтах банках паспорта финансовых продуктов.

Что такое паспорт финансового продукта

Паспорт — это «ключевой информационный документ», т.е. документ, отражающий основные особенности и риски продукта.

Для вкладов нужно будет отразить минимальную гарантированную ставку, если есть какие-то условия для получения более высокой ставки, то их тоже нужно указать.

Микрофинансовые организации, которые привлекают денежные средства под плавающую процентную ставку, должны отражать минимум и максимум, и указать период, в течение которого ставка действует.

Точно также паспорта должны будут оформляться для страховых продуктов: ОСАГО, каско, ДСАГО, страхование жизни и т.д.

Предполагается, что благодаря таким паспортам клиент до подписания договора  будет знакомиться с ключевыми условиями договора и понимать, на что он соглашается.

Главный вопрос заключается в том, будут ли такие паспорта полезны.

Возможные плюсы и минусы введения паспортов

Безусловно, подписывать договор нужно, понимая, что подписываешь. И совет «читайте договор, прежде чем его подписать» — это самый ценный совет в любых ситуациях.

Деятельность финансовых организаций достаточно зарегулирована, и фактически то, что сейчас назвали «паспортом продукта» в той или иной форме уже применяется.

Когда вы открываете вклад в банке, то к договору подкалывают тарифы. Если это кредит, то для вас банк рассчитывает полную стоимость кредита.

В МФО договор займа состоит из двух частей, которые отражают индивидуальные и общие условия.

НПФ публикует страховые и пенсионные правила на сайте и выдают клиентам.

И каждый раз клиент подписывая договор,  ещё и подтверждает то, что ознакомлен со всеми этими правилами и тарифами.

Безусловно, желание обеспечить прозрачность финансовых продуктов — это огромный плюс.

Но, как мне представляется, на практике в пакет документа любого финансового продукта просто добавится ещё одна бумажка с надписью «паспорт», которую клиенты будут подписывать всё так же — не читая.