Часто после длинных праздников, например майских, можно услышать рассказы о задержке выплаты заработной платы на карту. Вот и в этот раз, я столкнулся с такой жалобой:
«В нашем предприятии сотрудник может выбрать, где получать зарплату — в одном из двух банков. В первом банке, где получаю зарплату я, произошла задержка выплаты и в банке говорят, что деньги поступят только после праздников. А те, у кого карты второго банка, получили зарплату ещё второго мая. Говорят, что банк крутит нашу зарплату — купил валюты и ждёт, пока доллар подорожает».
Понятно, что задержка зарплаты — это очень неприятно, особенно в праздничные дни. Однако, в подавляющем большинстве случаев происходит задержка вовсе не по вине банка.
Как осуществляется зачисление зарплаты в рамках зарплатного проекта
На словах выплата происходит просто: предприятие перечисляет деньги, а банк зачисляет. Но если рассматривать поэтапно, то всё немного сложнее.
Кроме отправки платёжного поручения на общую сумму, предприятие должно направить в банк ещё и ведомость на выплату зарплаты (список сотрудников, в котором указаны номера счетов или карт, а также сумма, которую нужно зачислить каждому из них).
Когда зарплатный банк получил деньги, он проверяет ведомость и зачисляет деньги на счёт каждого сотрудника.
Сделать это он должен в тот же день, когда поступили деньги и ведомость.
Но проблемы могут возникнуть как с поступлением денег, так и ведомости:
- Предприятие может отправлять деньги не из того банка, где открыты карты сотрудников, а из какого-то другого. Если предприятие бюджетное, то деньги отправляются из Федерального казначейства.
Расчёты между банками не такие быстрые, как хотелось бы. Обычно перевод совершается в течение рабочего дня. Но если платёжное поручение отправили во второй половине дня, то есть большая вероятность, что в банк-получатель оно поступит только на следующий рабочий день.
Значит, если деньги отправляли перед выходными, то поступят они только после них.
- Ведомость может содержать ошибки, из-за которых банк не может зачислить деньги.
Представьте, в банк поступила одна сумма, а общая сумма ведомости больше или меньше.
В таких случаях банк просит предприятие подготовить новую ведомость. Если перед праздниками предприятие устроило себе короткий рабочий день, а бухгалтера разбежались по домам пораньше, то деньги зависнут в банке на все выходные.
«Ага! Раз зависли, значит, банк их может „крутить“ как хочет» — скажете вы. Это подозрение хоть и закономерное, но не соответствует действительности.
Почему банк не может «крутить зарплату»
Что происходит, когда поступившие в банк деньги не находят своего получателя? Для этого существуют специальные счета, которые называются «Суммы, поступившие на корреспондентские счета, до выяснения». В банках такие счета называют проще — «счёт до выяснения».
Порядок работы с такими счетами жёстко регламентирован. Если поступившие деньги зачислены на этот счёт, то банк в течение пяти рабочих дней пытается выяснить, кому их зачислить (отправляет запрос в банк-отправитель), а потом либо зачисляет на нужный счёт (если ответ получен), либо возвращает их обратно отправителю.
Всё это время деньги лежат на счёте «до выяснения» и воспользоваться ими, например, для покупки валюты, банк не может.