Новости о том, что ЦБ планирует запретить операции с криптовалютами, появляются регулярно. Одновременно с этим ЦБ вводит собственную криптовалюту — цифровой рубль, тестирование которой должно начаться уже в этом году.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина не раз негативно высказывалась о «частных валютах, которые претендуют на роль денег».
«Эти криптовалюты анонимны, за эти криптовалюты никто не отвечает, и, конечно, на наш взгляд, ответственное государство не должно стимулировать их распространение» — сказала она, выступая в Госдуме в ноябре 2021 г.
Конечно, самостоятельно запретить криптовалюты ЦБ не может, но его мнение, наверняка, будет учитываться при разработке соответствующих законов.
Есть, кстати, и прямо противоположное мнение — у представителей бизнеса, которые считают, что игнорировать растущий рынок криптовалют нельзя, и нужно их легализовать, создав законы, которые будут регулировать их обращение.
Почему ЦБ настроен против криптовалют
Эльвира Набиуллина и другие представители ЦБ высказывали следующие «претензии»:
- Криптовалюты ничем не обеспечены.
Большинство криптовалют действительно не обеспечено ничем, кроме веры людей, пользователей криптовалют. Когда вы покупаете автомобиль или бутылку воды, то вы получаете конкретную вещь, когда вы платите за ценные бумаги — то закрепляете определённые обязательства, а покупая криптовалюту — покупаете лишь что-то вроде надежды. И эта надежда может оказаться пустышкой.
- Высокая волатильность или изменчивость цены биткоина и других криптовалют.
Высокая волатильность криптовалют делает их привлекательными с точки зрения спекуляций, но делает их крайне неудобными для расчётов.
Представьте, что за 100 рублей сейчас можно купить чашку кофе, а через час телефон, а через неделю автомобиль, а через месяц — снова чашку кофе. Точно также менялась бы и стоимость вашей работы, выраженная в криптовалюте.
- Высокий риск вложений и использования криптовалют.
Высокий риск вытекает из высокой волатильности, а также необеспеченности. Этого можно было бы избежать, если бы криптовалюты были привязаны к реальным валютам. Но и тут нет никаких гарантий, что криптовалюта, выпущенная анонимной или публичной частной компанией, привязанная, например, к евро, не окажется пирамидой.
- Использование криптовалют для сомнительных операций.
С этим вполне можно поспорить. Любая валюта — рубли, доллары, евро и т.д. — используется для сомнительных операций, просто потому что цель сомнительных операций — это лёгкий заработок.
В последнее время, действительно, случаются мошенничества, связанные с криптовалютами, но в этом виноваты вовсе не сами криптовалюты. Просто мошенники ищут, где поживиться и криптовалюты — это лишь ещё одно поле для деятельности.
- Цифровые валюты не контролируются государством.
Поклонники криптовалют считают это их главным преимуществом. Они рисуют такой цифровой рай, в котором валюты существуют отдельно от государства, налогового контроля и т.п. Увы, это утопия. Государственный контроль нужен для решения ряда важных функций,от борьбы с незаконным оборотом средств, до контролем за эмиссией — что является важным с точки зрения стабильности курса валюты.
Как альтернативу криптовалютам центральные банки разных стран рассматривают государственные цифровые валюты.
Почему ЦБ вводит крипторубль — цифровой рубль
Основная цель внедрения цифрового рубля — повышение уровня безналичных расчётов и их упрощение. Предполагается, что снизится стоимость услуг по приёму платежей для бизнеса, а сами платёжные сервисы станут доступнее. Поскольку цифровой рубль будет полным аналогом рубля наличного, то ему не грозит волатильность, свойственная криптовалютам.
Владельцы цифровых рублей будут защищены лучше вкладчиков в банках — цифровой кошелек будет открыт прямо в ЦБ. При банкротстве банка деньги из него не исчезнут, а к кошельку можно будет получить доступ через любой другой банк.
И, конечно, движение цифровых рублей будет полностью контролироваться — это проще, чем отслеживать переводы безналичных рублей.
Но самое главное, будет создан новый универсальный способ расчётов, который не ограничен возможностями локальных платёжных систем и не подчиняется их тарифам.