Обслуживание

Зачем в банке каждый раз сканируют паспорт — можно ли от этого отказаться

Приходишь в банк открыть счёт, а там обязательно попросят паспорт — отсканируют или изготовят копию на ксероксе. А в некоторых банках заходят дальше — проводят эту процедуру буквально при каждом визите — даже если клиент зашёл «просто спросить».

Почему банк копирует документы

Банк обязан это делать. В инструкции Банк России об этом говорится следующее:

«Банк обязан располагать копиями документов, удостоверяющих личность клиента, а также лиц, личности которых необходимо установить при открытии счета, либо сведениями о следующих реквизитах указанных документов: серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, а также код подразделения (регистрационный номер органа, выдавшего документ) (если имеется) (далее — реквизиты документа, удостоверяющего личность)».

— п.1.7, инструкции ЦБ 204-И

Здесь интересно то, что банку предоставляется выбор — делать копию документа или получить «сведения», т.е. буквально переписать необходимые реквизиты документов.

Когда-то так действительно делали (правда, очень давно), но сейчас документы обязательно ксерокопируют или сканируют.

У этого есть важная практическая причина. Когда информация вносится в договор вручную, рано или поздно возникнет ошибка — сотрудник может неверно указать реквизиты документов или даже напутать с ФИО клиента. Такая ошибка может быть выявлена через продолжительное время (допустим, клиент пришёл за вкладом через год), и копия паспорта, приложенная к договору, позволит однозначно понять, что речь идёт об ошибке, а не о попытке получить деньги по чужому договору.

Поэтому банки и предпочитают копировать документ, а сканировать или изготавливать бумажную фотокопию — это уже технический момент, который банк выбирает исходя из того, как у него организован документооборот.

Почему документы копируют при каждом визите

С копированием и сканированием разобрались, но зачем в банках делают это при каждом визите, а иногда и по нескольку раз при одном посещении.

Сразу отвечу на вторую часть. Если в процессе обслуживания клиенту открывается несколько счетов (например, при открытии вклада нужно открыть не только счёт вклада, но и счёт, на который выплачиваются проценты), то для каждого счёта банк должен изготовить копию.

При обычном посещении банка, даже если речь идёт о простой консультации, банк, сканируя документы, может руководствоваться требованием закона 115-ФЗ, в котором говорится, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами обязаны:

«…обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений».

— ст.7, закона 115-ФЗ

Да, срок указан 1 год — т.е. вроде можно обновлять досье не каждый раз, когда он приходит в банк.

Но в некоторых банках, судя по всему, решили, что будет проще сканировать документы при каждом визите клиента.

Кроме требований закона в этих банках, заодно «страхуются» от случаев обслуживания клиентов без предъявления документа. Фактически так банк защищается от халатности собственных сотрудников.

С одной стороны это правильно, а с другой — усложняет какие-то достаточно простые операции.

К счастью, такое происходит далеко не везде, и в большинстве банков копирование документов происходит только при совершении достаточно ограниченного перечня операций.

Игорь

Новые статьи

Когда будут выплачивать деньги владельцам киви-кошельков

Честно говоря, я уже забыл, что когда-то подавал заявление о включении меня в список кредиторов…

2 дня назад

Почему в России не принимаются «старые рубли», а в США действительны старые доллары

Есть один вопрос, который очень часто всплывает, когда речь заходит о денежных реформах, предполагающих ввод…

3 дня назад

Как по сообщениям в соцсетях узнать потенциальную жертву „мошейников“

О любопытном наблюдении рассказал телеграм-канал «Вкладер». Это телеграм-канал, в котором публикуется информация о выявленных мошеннических…

4 дня назад

Нужно ли платить налог, если «привёл друга» в банк за вознаграждение

Не имей сто рублей, а имей сто друзей — тогда каждого можно привести в банк,…

7 дней назад

Что не так с накопительными счетами — по отзывам клиентов

Накопительные счета — очень популярный банковский продукт. Не удивлюсь, если сейчас их открывают чаще, чем…

1 неделя назад

Кто-то пользуется биометрической оплатой? — Сбербанк отчитался об успехах

Сбербанк отчитался об успехах сервиса «Оплата улыбкой» — за первый квартал 2024 г. было совершено…

2 недели назад

This website uses cookies.