Обслуживание

Что знают о вас сотрудники банков — банковская тайна и персональные данные

Банковские сотрудники очень много о нас знают. У них есть наши паспортные данные, есть информация о нашей зарплате и об иных доходах, они даже знают, где мы её тратим. О тех, кто брал кредиты, известно ещё больше — банки интересуются имуществом, составом семьи и даже доходом супругов.

Вызывает опасение? Но на самом деле не более, чем во множестве других случаев. Ваш работодатель знает о вас ещё больше, городская поликлиника знает о вас самые интимные подробности, а сколько всего известно вашему телефону…

Я не буду говорить за всех, но поясню, почему не нужно опасаться какой-то слежки со стороны банковских сотрудников.

Что защищает персональные данные: закон и рутина

Есть два важных закона, которые регулируют отношение банков к личным сведениям о клиентах.

  • Закон «О банках и банковской деятельности» — определяет, как должны работать банки; этот закон гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
  • Закон «О персональных данных» — это очень важный закон, который касается вообще всех, кто, так или иначе, занимается сбором и обработкой персональных данных, а не только банков.

Но что мешается сотрудникам плевать на эти законы?

Во-первых, редко сотрудник имеет доступ ко всей информации о клиенте. Кассир, как правило, даже списка клиентов просмотреть не может.

А сотрудники, работающие с вкладами, не видят информации по кредитам и наоборот.

Но самое главное, это принцип «клиентов много, а сотрудник — один». Каждый сотрудник в день обслуживает десятки человек. Это огромный поток лиц, операций и личных данных.

У сотрудников вырабатывается отстраненное отношение к информации, связанной с клиентами.

Для кассира деньги клиента — это материальная ценность, которую нужно пересчитать и правильно разложить банкноты.

Для остальных специалистов деньги — это цифры, которые включаются в показатели их работы, они говорят о выполнении плана, а не о том, что у кого-то эти деньги есть.

Документы, содержащие персональные данные — это, прежде всего, бумажные документы, которые надо оформить правильно, чтобы потом не получить нагоняй от начальства.

В общем, рутина и никакого личного отношения.

Если сотрудникам неинтересно, кто и сколько внёс денег, куда и почему он их перечислил и т.п., то банки всё же за этим наблюдают.

Как банки „следят“ за своими клиентами

Банки обязаны сообщать о подозрительных операциях в соответствующие органы. Речь идёт в первую очередь об операциях, связанных с незаконным предпринимательством, уклонением от уплаты налогов, а также платежей, связанных с финансированием преступной или даже экстремистской деятельности.

Каждая операция, вне зависимости от суммы, подвергается анализу и проверяется, не является ли она подозрительной.

Подавляющее большинство клиентов это не замечают, но иногда банк просит уточнить цель той или иной операции.

Как правило, если всё нормально, достаточно написать заявление с разъяснением ситуации, иногда могут попросить дополнительные документы (если, предположим, речь идёт об оплате в рамках какого-то договора). Это нельзя назвать слежкой, это контрольные функции, которые возложены на банки государством.

Но кроме финансового мониторинга, банки используют информацию о клиенте в маркетинговых целях. Последствия могут быть как приятными, например, льготные условия обслуживания по каким-то продуктам, так и раздражающими — постоянные звонки с ненужными предложениями.

Данные о покупках банк может использовать для развития программы лояльности — кешбэк, скидки в каких-то конкретных магазинах и т.п.

Или клиентам начнут предлагать какие-то дополнительные услуги. Сделал вклад — предложат карту, взял карту — предложат кредит и т.д.

Чтобы эти предложения были менее раздражающими и более персонализированными, банки и собирают информацию. Могут даже специально делать запросы в бюро кредитных историй, чтобы убедиться в кредитоспособности клиента, прежде чем предлагать ему кредит.

От назойливых предложений можно избавиться — обычно для этого достаточно позвонить на горячую линию банка, а вот финансовый мониторинг отключить нельзя. Но и бояться его не нужно, если вы не совершаете ничего, что не могли бы объяснить и подтвердить.

Игорь

Новые статьи

5 вопросов (и ответов) об отмене платы за переводы самому себе с 1 мая 2024 г.

С мая заработает обновлённая редакция закона «О банках и банковской деятельности», в соответствии с которой…

4 дня назад

Лимиты и особенности переводов самому себе (до 30 млн руб. / месяц)

1 мая вступят в силу изменения в закон «О банках и банковской деятельности», которые отменяют…

6 дней назад

Ставки МФО хотят ограничить — 100% это много или мало

В Госдуме рассмотрят ограничение полной стоимости кредита, выдаваемых микрофинансовыми организациями, до 100% годовых. Соответствующий законопроект…

1 неделя назад

16% россиян хотели бы полностью отказаться от оплаты наличными

Если почитать сообщения пользователей социальных сетей — публикации или комментарии, то может создаться впечатление, что…

2 недели назад

Может ли банк заблокировать карту, если не сообщить о получении нового паспорта

Если у вас сменился паспорт, то об этом нужно сообщить в банк. Это можно сделать…

2 недели назад

«Всем пришло, а мне не пришло» — может ли банк задерживать зарплату, которая приходит на карту

Мне кажется, уже почти не осталось предприятий, которые выплачивают зарплату наличкой. По крайней мере крупных.…

2 недели назад

This website uses cookies.